Институт президентства в современном мире является чрезвычайно актуальным, поскольку президент, как государственный институт занимает особое положение, охватывая своей деятельностью широкий круг вопросов государственного значения. Президент призван олицетворять и обеспечивать государственную целостность и единство, эффективное функционирование всех ветвей власти и государственного управления.

Глава государства является лицом, воплощающим собой представление о данном государстве, как во внутренних делах государства, так и в международных отношениях. Его можно назвать символом государства и официальным представителем всего народа.

В преддверии выборов Президента России, которые состоятся 18 марта 2018 года, «Вести» и Избирательная комиссия Ленинградской области решили напомнить избирателям Ленинградской области о том, как зародился и развивался институт президентства в современном мире, какие его модели существуют за рубежом и чем отличаются друг от друга. А помог нам в этом доктор исторических наук, профессор Владимир Иванович Фокин.

Исторически родиной президентства стали США, откуда институт президент-ства распространился в страны Латинской Америки. Среди европейских стран первыми должность президента ввели одновременно Франция и Швейцария в 1848 г. Но самое широкое распространение этот институт получил в XX в., в период распада колониальных империй и образования множества независимых государств, большинство из которых выбрали президентскую форму правления. В настоящее время около 150 стран имеют в своем государственном устройстве пост президента.

США

Первопроходцами в процессе формирования института президентства стали Соединенные Штаты Америки. На первом этапе американской государственности не только законодательная, но и исполнительная власть были сосредоточены в одном представительном органе Континентальном Конгрессе. Единоличного главы государства в ту пору не существовало, а Конгресс выбирал из числа своих членов президента, функции которого ограничивались лишь председательствованием на заседаниях.

Весьма скоро в молодой американской республике пришли к выводу о необходимости разделения законодательной и исполнительной властей в духе "общественного договора" Жан-Жака Руссо, предполагавшего разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти и взаимного их контроля. При этом делегаты Конституционного Конвента, собравшиеся в 1787 г. в Филадельфии для принятия Конституции США, сделали исторический выбор между монархией и республикой. Глава федеральной исполнительной власти в стране стал именоваться Президентом США. Так США стали первой страной, где возникла должность президента, а главу государства стали избирать в ходе всеобщих выборов.

На протяжении всей истории США президенты оставляли свой след в амери-канской политике. Однако вплоть до XX в. они чаще всего не были особенно заметны, не принимая активного участия в процессе выработки решений Конгрессом. Проводимая ими политика обычно не оказывала большого влияния за пределами США и даже не имела особого значения для большинства американцев.

Только в годы Гражданской войны потребовалась решимость президента А. Линкольна для пресечения отмены рабства в США. Первая мировая война способствовала росту влияния института президентства в силу участия США в масштабных военных действиях в Европе и усиления влияния США во всем мире. Со времени президентства Ф.Д. Рузвельта (1933 -1945) существенно изменилась роль президента и значимость института президентства. Этому способствовало усиление регулирующей роли государства в экономической жизни в ходе успешного преодоления последствия мирового экономического кризиса 1929 - 1933 гг. Президент стал восприниматься как лидер американского общества. Президентство становилось в США главным звеном в процессе принятия решений. Начиная со времени "нового курса" президенты обрели мощные средства определения политики (закрепленные в законах), которых не было у их предшественников.

Возросшая власть современных президентов, возможности контроля над на-циональной политикой, создают иллюзию всемогущества президентской власти. Он отвечает за многое. Но эффективно управлять страной американский президент может лишь в согласии с Конгрессом и правящим классом. Такова особенность политической системы США.

ФРАНЦИЯ

Сильная президентской власти сформировалась во Франции. Четыре французские республики из пяти имели президентов в качестве глав государства. В каждой редакции французской конституции полномочия президентов, их функции и обязанности, а также их взаимоотношения с французским правительством различались.

Конституция Пятой республики, принятая в 1958 г. по инициативе президента Де Голля, наделила президента чрезвычайными полномочиями, которые некоторые квалифицировали, как королевские. В этот период Франция нуждалась в политической стабильности, т.к. в условиях распада французской колониальной империи велика была угроза военного переворота, и Де Голль понимал, что одного его авторитета заслуженного в качестве главы французского Сопротивления, было недостаточно.

Постепенно институт президентства претерпел демократические трансформации. С 1965 г. выборы президента стали прямыми и всенародными. При президенте-социалисте Ф. Миттеране полномочия президента были несколько ограничены, правительство стало подотчетным Национальному собранию (парламенту) Франции, при этом президент сохранил право формировать правительство.

До 2002 года срок президентских полномочий составлял 7 лет, сейчас — 5 лет и избираться можно не более, чем на два срока подряд. Президент республики назначает премьер-министра Франции; по предложению премьер-министра назначает всех членов правительства, осуществляет контроль за работой правительства. Правительство подотчетно парламенту, оно издает ордонансы и декреты, подписываемые президентом. В настоящее время президент делит исполнительную власть с премьером. Таким образом институт президентства Пятой республики во Франции на протяжении всего периода своего существования пережил процесс серьёзной демократизации.

ФРГ

Другую модель института президентства предлагают парламентские республики. Федеральный президент ФРГ — глава государства. Должность была учреждена в 1949 г. Федерального президента Германии избирает Федеральное собрание, в состав которого входят депутаты бундестага и такое же число делегатов, избираемых земельными парламентами.

Федеральный президент представляет ФРГ на международной арене. В его официальные функции входит формальное утверждение высших должностных лиц, предложенных парламентом.

Ослабление позиций федерального президента германского государства объясняется печальным опытом Веймарской республики, допустившей установление нацистской диктатуры, а также стабильность политической системы ФРГ в послевоенный период.

ИТАЛИЯ

Аналогичный во многом характер института президентства имеется в Италии. Почти полвека в Италии действует одна из самых демократических конституций, принятая в 1948 г. при активном участии итальянских коммунистов.

С середины 70-х гг. в Италии наблюдается хроническая политическая неста-бильность, проявляющаяся в многочисленных правительственных кризисах.

Президент Итальянской Республики — глава государства, представитель на-ционального единства и гарант конституции Италии. Президент избирается на совместном заседании палат Парламента Италии на 7 лет, может неоднократно переизбираться, но никто не был избран повторно. Президент назначает выборы палат Парламента, в случаях, указанных законом, назначает должностных лиц государства, по представлению правительства. Президент принимает государственные акты, включая законодательные по представлению и согласию правительства. Правительство ответственно перед Парламентом, но не президентом.

В повседневной политической практике президент Италии должен обеспечить преемственность власти после выборов и обеспечить стабильность работы парламента. Названные выше полномочия - классические для главы парламентской республики. Однако, в итальянских условиях Президент политически более значимая фигура, чем о том говорят законы.

Таким образом, в современной политической практике президенты могут занимать различное положение в системе государственной власти: быть главой государства (Германия, Италия), одновременно главой государства и исполнительной власти (Бразилия, США), главой государства и фактическим руководителем правительства при наличии особой должности административного премьер - министра (Египет, Франция).

Опубликовано в газете «Вести»
от 07.03.2018 года


Возврат к списку